Вильгельм Райх. Телесно ориентированная психотерапия.

В данной статье я хочу поговорить об общей идее телесно ориентированной психотерапии, её исторических основах, и о Вильгельме Райхе.

Что такое телесно ориентированная психотерапия?

Для начала давайте разберёмся, чем телесно ориентированная психотерапия отличается от других методов психотерапии, и какие её виды существуют. Телесно ориентированная психотерапия (ТОП) – это вид психотерапии, в котором работают с телом клиента, для того чтобы добиться улучшений в его психическом самочувствии. В нашей стране можно встретить много разночтений этого термина, и как только её не называют, от безобидного сокращения телесная психотерапия, телесная терапия, до некорректного «телесное ориентирование», и совсем уничижительного «телеска». Да, телесно ориентированная психотерапия это громоздкое словосочетание, поэтому среди профессионалов принято сокращать этот термин до аббревиатуры ТОП.

Вообще, телесно ориентированная психотерапия – это достаточно неоднородное явление. Это как кофе. Вроде всем понятно, что такое кофе, только вот кофе бывает очень разным. Бывает растворимый сублимированный, бывает в зёрнах, бывает молотый, и сортов очень много разных, и качество тоже различное. Так и в телесно ориентированной психотерапии. Под этим термином скрывается множество методов, порой очень отличающихся между собой. Но их всех объединяет «телесно-ориентированность», физическое тело в этих методах с периферии выходит в центр, и становится одной из главных фигур в психотерапевтическом процессе. С одной стороны тело отражает страдания и боль человека, является материализацией психического неблагополучия. Особенно ярко это проявляется при так называемых психосоматических заболеваниях. То есть душевное страдание не «где-то там», в виртуальном подсознании, но «здесь», отражено в теле, живёт через тело, тело носитель этой информации. С другой стороны, через тело мы имеем возможность работать с душевным неблагополучием и страданием. Тело становится ключом доступа к психической реальности. Различные методы телесно ориентированной психотерапии работают с телом и через тело с психикой человека. Но работают по-разному. Различия в работе возникает из различия в понимании, как же именно психическое неблагополучие отражается в теле, и как именно следует работать с телом.  Каким образом это может быть и как именно выглядит? Психотерапевт может предлагать человеку определённые упражнения и техники, которые человек делает сам. Психотерапевт может предлагать телесное (прикосновения) взаимодействие клиенту непосредственно с самим психотерапевтом, конечно с его согласия.

Вильгельм Райх.

telesno_orientirovannaya_psihoterapiya_vilgelm_rajhОдним из первых, кто обратил внимание на тело человека в психотерапии, был Вильгельм Райх. Он и считается родоначальником телесно ориентированной психотерапии. Именно он ввёл термины «мышечный зажим», «мышечный панцирь», «панцирь характера». Вильгельм Райх был учеником Зигмунда Фрейда, из так называемого «младшего поколения». Он был реформатором и революционером, талантливым и оригинальным. Но Фрейду не нравилась самоуверенность Вильгельма. Райх был марксистом, он стремился наводить мосты между психоанализом и социологией. Он считал, что необходимо изменять общество, чтобы обеспечить психическое благополучие людей. Вильгельм Райх ездил с лекциями в большевистскую Россию в конце 1920-х годов. На этих лекциях он говорил, что если не будет сексуальной революции, коммунизм выродится в бюрократическое государство. Следует отметить, что в те годы в России психоанализ процветал. Не удивлюсь, если Вы удивлены. Да, психоанализ в начале XX века был в России достаточно распространён. И некоторые исследователи утверждают, что эти лекции Вильгельма Райха убедили советские власти запретить психоанализ, раз он утверждает такие вещи. Вильгельм Райх имел отличное от Фрейда мнение, он считал, что реальной проблемой при неврозе, на которую нужно обращать внимание, были не болезненные психические симптомы (тревога, страх, навязчивости и пр.), а вся личность, характер человека. И поэтому нужно нацеливаться на изменение характера, личности в целом. Вильгельм Райх говорил о том, что местом формирования того что мы называем характером является именно тело. Но отношения Райха с отцом психоанализа, надо сказать, не складывались. Фрейд его критиковал, отказался написать предисловие к его книге, и не взял его на личный анализ. Первая жена Вильгельма писала, что «Отвержение переживаемое Райхом, было непереносимым. Райх реагировал на это отвержение глубокой депрессией». Вильгельм Райх в 1934 окончательно вышел из психоаналитического общества. Он пытался понять связь человеческих инстинктов с социальными формами господства. Психоанализ и политика. В итоге Вильгельма Райха отвергли и психоаналитики и марксисты. Из коммунистических сообществ он был исключён в 1930-х годах.

Вильгельм Райх

«изобретал велосипед» и поплатился за это.

Одинок, преследуем, непонимаем и непризнан. Многие исследования и опыты были крайне интересны, он ввёл понятие «оргонной энергии». Некоторые историки психоанализа, да и ряд психоаналитиков, считают, что Райх создавал новый культ, что его идеи «свидетельствуют о религиозной системе мышления». Но вы мало найдёте подробностей о работах Вильгельма Райха, и книг его вы не сыщите в книжном, ради интереса может поспрашивать в том же Буквоеде.

«В октябре 1957 г. агенты американского правительства нагрянули в издательство Института оргона в Нью-Йорке. Они изъяли все книги, погрузили их в мусоровоз, отвезли на Вендивурт-стрит и бросили в мусоросжигательную печь»1. ( 1 – это прямые цитаты из «Новая Инквизиция», — Роберт Антон Уилсон; 42 — 45 стр.)

Да, да, друзья. Это произошло в середине XX века, в государстве где «как бы» запрещено расправляться  таким образом с мыслями людей. Это были книги Вильгельма Райха, вот некоторые из тех сожжённых книг: «Импульсивная личность», «Функция оргазма», «Анализ характера», «Психология толпы и фашизм», «Сексуальная революция», «Люди в беде», «Убийство Христа», «Биопатия рака» и др..

Кстати, сам Райх видел суть сексуальной революции, за которую он ратовал, в том, что люди просто перестанут стесняться своих телесных потребностей.

«Райх раздражал американское медицинское сообщество (…) он утверждал, что одомашненные приматы выдрессированы до той степени мазохистической покорности, которая в буквальном смысле заставляет их болеть «физически» и «психически». Кроме того, Райх радражал влиятельное американское сообщество психоаналитиков, утверждая, что сама по себе фрейдовская терапия ничего не лечит и должна сопровождаться так называемыми «телесными упражнениями»1. Мало того, он говорил, что крайне опасно использовать ядерную энергию. Райх настаивал на существовании некой жизненной энергии, которую предложил называть оргон. Самое интересное, что идея жизненной энергии не нова, и напоминает нам идеи восточных духовных традиций о существовании энергии (в Китае – Ци, в Индии – Прана, Шакти).

Все эти идеи Райха крайне раздражали некоторых учёных – фундаментилистов. Особенно Мартина Гарднера, воителя за чистоту «правильной науки», который всячески намекал на то, что Райх безумец, страдающий галлюцинациями.

«Внимательно изучив  все печатные материалы, посвящённые разоблачению  исследований Райха, которые он проводил в течение почти 30 лет научной работы, я ни разу не нашёл в гарднеровских опусах ссылки на его повторение экспериментов д-ра Райха и получение противоположных результатов. Как агностик я предполагаю, что, возможно, м-р Гарднер где-то о них писал, должно быть в каком-то малоизвестном периодическом издании, которое выходит малым тиражом, и что сведения об этих экспериментах не перепечатаны в изученных мной солидных изданиях. Но если судить по доступным мне изданиям, Гарднер никогда не проводил эксперименты по проверке утверждений д-ра Райха»1. Пока не доказана ложность гипотезы или теории, она имеет право на существование, и тем более на дельнейшие исследования. И не смотря на революционность его открытий, а может быть именно из-за этого, ряд его исследований никто и не пытался проверить и начать использовать.

История Вильгельма Райха имеет печальный конец. «Некоторые члены американского медицинского сообщества и американского общества психоаналитиков оказывали нажим на правительство, чтобы Райха привлекли к судебной ответственности как психа и «шарлатана». (…) Райх отказался признать за государством право критиковать научные теории, и в результате был признан виновным только в неуважении к суду. Тем не менее, правительственные агенты на этом не остановились: они сожгли книги д-ра Райха, разрубили топорами аппаратуру в его научной лаборатории, а затем посадили в тюрьму, где через несколько месяцев он умер от сердечного приступа. Вскоре покончил с собой и помощник д-ра Райх Майкл Силверт»1.

У Вильгельма Райха была сложная судьба. На данный момент в мире вы найдёте, если постараетесь, крайне мало последователей Райхианской терапии. В основном некоторые из его идей адаптировал и «социализировал» его известный ученик Александр Лоуэн. Печально когда яркие гении заканчивают свою жизнь так, как Вильгельм Райх, не всем везёт так, как повезло Фрицу Перлзу, основателю гештальт-терапии. Но это совсем другая история…

В данной статье об исторических корнях телесно ориентированной психотерапии я основное внимание уделил Личности В. Райха.

Уважаемый читатель, если вы можете дополнить эту статью фактическим материалом – смело пишите комментарий. Я с удовольствием хотел бы узнать новые факты из жизни и творчества Вильгельма Райха. Если статья вам была интересна – кликайте на кнопки соц.сетей и делитесь ею с друзьями.

В дальнейших статьях я расскажу более подробно непосредственно о  психотерапевтическом подходе Вильгельма Райха, о его варианте телесно ориентированной психотерапии.[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]