Со-зависимость.
Часть 1.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — был ли прав Лев Николаевич? Или есть такие несчастные семьи, которые несчастны похожим образом?


В 80-х годах прошлого века в практике психотерапевтов и психологов появилось понятие Со-Зависимость. По-началу такое понятие использовали применительно к людям, которые жили и умудрялись строить прочные отношения с алко-зависимыми людьми. Отношения, в которых мало удовольствия, дисфункциональные отношения.
Теперь ясно, что со-зависимость часто присуща партнёрам зависимых людей. Зависимых не только от хим.веществ, но и нехимически зависимых, — интернет-, сексоголизм, трудоголизм, гемблинг и пр..

Есть мнение, что СоЗависимость развивается не только в семьях с очевидной зависимостью, но и в дисфункциональных семьях.

В нашей современной культуре существует много способов так называемого «нормального воспитания». На деле же это «нормальное воспитание» мешают полноценному развитию и росту детей. И по факту приводит к незрелости, не-до-развитию. И Со-зависимость, — один из подобных вариантов.

Но что же это такое?

Мне нравится описание Со-Зависимости, которое я встретил у зарубежного специалиста, — Pia Mellody. Она выделяет 5 основных/ядерных признаков.

Сегодня я приведу описание 1 признака со-зависимости по Pia Melody.

  1. Трудности в переживании адекватного уровня самооценки.

Здоровая самооценка подразумевает, что человек переживает собственную Ценность. Ценность своего Я. Это — ценность человека как живого чувствующего существа. И она не связана с его сильными или слабыми сторонами.

Какой же стиль воспитания поддерживает и не мешает формироваться подобной самооценке? Это когда родители способны обучать, поддерживать и устанавливать ограничения для своих детей, НЕ ЛИШАЯ их человеческой власти/полномочий, И, не нагружая их недетскими полномочиями и обязанностями/задачами.

Дети формируют подобную самооценку, когда воспитываются в любящей, заботливой среде, с Уважающими их родителями.

Если же вы хотите вырастить человека с выраженными проявлениями со-зависимости, тогда вам в помощь две стратегии:

— стыдите ребёнка, за то что он Такой и делает так как делает. Пытайтесь его перевоспитать и искоренить всё недостойное в нём

— воспитывайте ребёнка со ставкой на лидерство. У него, конечно же, нет никакого права на ошибку.

Pia Melody приводит несколько механизмов формирования созависимости в разных семьях:

  • Со-зависимый индивид полагается на отношение/мнение других, чтобы определить свою ценность, или поддерживает свою самооценку через сравнение себя с другими, поэтому его самоуважение колеблется между чувством «я никчёмный» ДО «я лучше него/неё».
  • Другая крайность — высокомерие и грандиозность. Человек считает, что он выше или лучше других людей. В некоторых семейных системах дети научаются видеть ошибки других и придираться к ним. Для чего они так делают, зачем? Да потому, что зачастую их пристыживают и критикуют их близкие люди. А сравнение себя с другими и переживание своего превосходства даёт поддержку и утешение, позволяет чувствовать себя лучше. Перефразируя Л.Л. Третьяка, можно сказать, что — «они делают с другими то, что делают (делали) с ними их близкие».
  • Третий тип дисфункциональной семейной системы. В этом случае детей учат, что они превосходят других людей, давая им ложное ощущение силы. В этих семьях воспитывают со ставкой на лидерство, и ребёнок не имеет права на ошибку.

Таким образом при созависимости Само-оценки (self-esteem) как таковой нет, есть Оценка меня-за-счёт-другого (other-esteem).  Такой способ оценивания себя основан на внешних вещах — как они выглядят, кого они знают, насколько велика их зарплата, насколько хорошо работают их дети, какие степени они заработали, или насколько хорошо они выполняют свою деятельность. Уважение в таком случае не основано на себе. Оно основан на мнениях других. Сложность с чужой оценкой состоит в том, что ее источник находится вне человека и поэтому человек крайне уязвим к изменениям, которые происходят вне контроля созависимого. Такая оценка себя — хрупкая и ненадежная.

Самооценке созависимого человека не достаёт переживания своей безусловной ценности как живого существа. Живого существа, имеющего права на жизнь, и на выбор жить.

Фото взято из проекта Анны Радченко.

Продолжение в следующей статьей, — Со-Зависимость. Часть 2.