Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека.

//Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека.

Взгляд на человека глазами психотерапевта.
Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.

Приветствую Вас, уважаемый читатель. Сегодня я бы хотел поговорить с вами о взгляде на Человека, который распространён в психотерапии. Я предлагаю Вам точку зрения, где человек рассматривается как сложная система. Под словом система мы будем понимать комплекс взаимосвязанных между собой элементов. Тело человека, например, состоит из систем органов (пищеварительная, нервная и пр.), каждый орган это система связанных между собой тканей, ткань – это система связанных между собой клеток, и т.д.. В современной медицине, и психотерапия не исключение, предлагается рассматривать человека как сложную биопсихосоциальную систему.

То есть, в человеке мы выделяем биологическую часть,  Я – телесное, это наше тело, плоть, «мясо». Это то, что к чему мы можем прикоснуться. Сюда относится и нервная система, которая включает наш мозг. Так же в человеке принято выделять психическую часть, Я – психическое. Это наша психика (психо с др. греческого – душа), о которой так много написано, но, не смотря на это, она таит в себе ещё множество загадок и тёмных пятен. Сюда можно отнести нашу память, внимание, особенности мышления, различные характеристики интеллекта, глубокие черты характера и пр.. Следующая часть рассматриваемой нами модели, это социальная часть. Я – социальное. Человек существует в сообществе себе подобных, ряд исследователей считает, что многие наши умения и навыки (речь, письмо, мышление) развились благодаря тому, что мы жили и развивались вместе друг с другом. Сам наш человеческий язык, ведь основная его функция – коммуникация, можно рассмотреть как результат взаимодействия между людьми. То как я представлен в различных сообществах людей, мои социальные роли, в семье, с друзьями, с коллегами, могут отличаться как друг от друга, так и от того состояния, когда я нахожусь наедине сам с собой. Вслушайтесь в эту фразу, быть наедине с самим собой. Даже, казалось бы, будучи в одиночестве, мы не прибываем в неком внутреннем единении, а Я находится наедине с Собой. Есть таинственный Я, который наедине с Собой. То есть, и внутри себя, да простят меня психиатры, мы имеем некоторое внутреннее сообщество. Ведь для того чтобы думать, размышлять, мыслить, необходимо наличие Субъекта, который думает, и Объекта, над которым думают.

— С кем вы разговаривали, профессор?
— С самим собой, и нахожу это крайне занимательным и полезным.
Гарри Поттер и принц полукровка.

Некоторые авторы предлагают добавлять к биопсихосоциальной модели ещё четвёртую составляющую, духовную. Мне близка эта идея, правда термин становится несколько громоздким. Под духовной частью стоит рассматривать отнюдь не религию, не религиозный институт, а комплекс взаимосвязей человека со всей окружающей средой, и степень осознания человеком этих взаимосвязей. И уже, как вытекающие отсюда, мировоззренческие принципы, смыслы и ценности, на которые опирается человек в своей жизни.

Я вкратце описал биопсихосоциодуховную модель человека, и хочу обратить ваше внимание, что, как и любая другая модель, она не является истиной в последней инстанции. Модель – это всего лишь удобный способ говорить о том, о чём крайне сложно говорить. Конечная цель модели —  помочь нам реально действовать, действовать эффективно. Это, иными словами, карта местности. Не сама эта местность, но её описание.

«Карта – не территория» — Кожибски.

Если мы пользуемся обычной картой чтобы пройти через лес, и обосноваться в нём на долгое время, и на этой карте указаны леса, поля, реки, озёра и основные дороги, то эта карта удобна и практична, так же удобно и практично рассматривать человека, как только биологическое тело. Но если мы нанесём на карту более точные обозначения лесов и полей, рек и их притоков, мест, где обитают одни животные, и прячутся другие, где и когда гнездятся перелётные птицы, и какие травы в какой части произрастают, то такая карта будет нести больше информации. И мы, с большим успехом сможем жить в этом лесу, при учёте, что карта составлена профессионалом-практиком, и проверялась на местности. Правда такую карту уже будет сложнее читать и использовать, но ведь оно того стоит.

То же самое с «картографией» человека, если мы к биологическому телу добавляем психосоциальный компонент, и учитываем его в нашей жизни, то у нас больше знания что стоит делать чтобы «было хорошо и не было плохо».

Крайне сложной для новичка будет полная карта с нанесёнными на ней данными о количестве осадков, о средних температурах местности, розой ветров, информации о маршрутах миграции животных, периодичности этих явлений. Но знающему и умеющему её читать человеку она подскажет очень и очень многое, поможет правильно выстраивает стратегию развития в своей жизни, один нюанс, что плата за ошибку на этой карте много больше. Также и со смыслом приставки «духовная» в нашей модели, учитывать эту плоскость в жизни конкретного человека непросто и далеко не каждому под силу, но если учитывать, то, на мой взгляд, это привнесёт в жизни новые крайне интересные грани и оттенки.

Давайте вернёмся к понятию Система. Стоит упомянуть о том, что система функционирует как единое целое, а целое — больше суммы частей его составляющих. И воздействуя на один элемент системы, мы можем изменить всю систему целиком. При этом ключевым аспектом является то, на какой элемент (или элементы), как, и когда будет произведено воздействие. Используя биопсихосоциодуховную модель человека, мы видим больше взаимосвязанных между собой элементов, и, следовательно, имеем больше возможностей и вариантов воздействия. Это знание позволяет решать такие вопросы и проблемы, включая болезни, которые не разрешить иным, однобоким и односторонним подходом (на приёме у терапевта, — «ээх, хирурги-хирурги, всё бы им резать да резать, выпейте таблетку, само отвалится»)

В качестве отличнейшей иллюстрации вышеописанных свойств системы я расскажу вам историю-притчу.

Рассказывают, что в 19 веке, в Англии работал крайне преуспевающий завод, который приносил его хозяину прибыль, давал рабочие места многим людям, производил различные полезные для населения товары. Все были довольны, всех всё устраивало, пока, в один из дней завод не встал. Просто перестали нормально работать все механизмы, всё производство остановилось. Завод иногда кряхтел, пыхтел, исторгал клубы дыма и пара, но нормально не функционировал. А порой он вообще переставал работать. И никто не мог разобраться в том, что происходит. Приходила одна комиссия за другой, но решения найти не могли. Директору уже предлагали и разобрать завод, и отдать цеха на переплавку, и даже сдавать под склад для картошки, так как никто не мог заставить этот завод работать. И в это время директор терпел убытки, рабочие не получали денег, и потому не могли кормить свои семьи, население лишилось качественных товаров. В общем, страдали практически все.

Случайно директор, уже отчаявшись, услышал о неком Мастере, который был проездом в этих краях, и, по слухам, мог помочь. Он пригласил его и спросил его помощи. Мастер согласился. Сначала Мастер подробно изучил чертежи и расспрашивал директора о том, как и когда был построен завод. Затем, он весь день он ходил по опустевшему заводу, прислушивался, пристукивал легонько по различным механизмам, порой директору казалось, что он чуть ли не принюхивался. И вот, он неспешно открыл свой небольшой чемоданчик, достал непримечательного вида молоточек, и ударил по одной из шестерёнок. И чудо! Механизм пришёл в движение и постепенно, механизм за механизмом, весь завод начал работать. Весь завод заработал! Директор был вне себя от радости.
— Сколько я Вам должен, присылайте мне счёт, я оплачу!

— Хорошо, сказал Мастер и ушёл.

На следующий день директор получил счёт «10.000 фунтов стерлингов».

— Но почему так много, возмутился директор, вы провели на заводе всего один день и запрашиваете такую сумму, предыдущие специалисты проводили здесь дни и ночи в течение недель, и просили в сто раз меньше чем вы.

— Хорошо, — улыбаясь, сказал Мастер,
Я распишу вам мой счёт по услугам.
И директор получил вот такой счёт.

СЧЁТ

Удар молотка – 1 фунт стерлингов

Знание как, когда и куда ударить – 9.999 фунтов стерлингов.

Я считаю, что использование биопсихосоциодуховной модели Человека требует от нас большего уровня знаний и компетентности, — и это непросто. Но в итоге мы получаем могучий инструмент, «молоточек», который при должном использовании, сможет разрешить те проблемы, на которых мы долго буксовали.

Если вам понравилась данная статья, вы можете поделиться ею в соц.сетях.

By | 2014-04-06T19:09:58+00:00 Октябрь 22nd, 2013|Психотерапия|5 комментариев
Сторонник индивидуального подхода к человеку. Консультант, психотерапевт, врач. Личное и профессиональное кредо: "Человек - это выбор. Каждую секунду своей жизни".

5 комментариев

  1. Елена 12.11.2013 at 20:20 - Reply

    Хорошая статья о пользе знаний.

  2. Марина 02.03.2015 at 13:32 - Reply

    Так удобно разложить человека на биологическое, психическое, социальное и духовное. Но как мы все равно друг от друга отличаемся! И главное, как тяжело это принять и осознать, что рядом -другие люди, они могут видеть зеленое там, где ты видишь красное.

  3. andrej 04.03.2015 at 14:10 - Reply

    всё здорово, но как на счёт духовной составляющей в человеке?

  4. veksha 21.03.2015 at 16:45 - Reply

    очень интересная история про мастера

  5. veksha 21.03.2015 at 16:46 - Reply

    карта — не территория — где-то я уже это слышала

Leave A Comment