Групповая психотерапия.

Приветствую вас, уважаемый читатель, я решил поделиться своей свежей статьёй из сборника работ научно-практической конференции с международным участием — Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии. 

Официальное название статьи:
Опыт проведения групповой психотерапии (тренинг психоэмоциональной саморегуляции).

В нашем сообщении мы осветим:
— идею создания тренинга
— структуру и цели занятий данного тренинга
— опишем формат проведения
— оценим контингент пациентов, посещавших данный тренинг
— отметим значимые аспекты проведённой групповой работы

Данная группа (тренинг) проводилась на базе дневного стационара учреждения в течение года. Нашей целью было проведение долгосрочных личностно-ориентированных групп с акцентом на методы телесно-ориентированной психотерапии (по Райху, Лоуэну, танатотерапия).  Реализация проекта вызвала ряд сложностей. Рассмотрим их подробнее. При информировании об особенностях групповой работы в целом, и данных методов в частности, мы обнаружили повышение уровня тревоги пациентов, что  можно объяснить полным отсутствием личного опыта подобных занятий, и необходимостью обязательного посещения. Только один из больных ранее принимал участие в групповых занятиях в частном центре, и выразил заинтересованность в посещении. Остальные пациенты отказывались, либо выражали сильное сомнение в необходимости данной работы для них.
Мы сделали вывод, что необходимо не только информировать пациентов о возможности посещать данный вид психотерапии, но и принимать более активные действия для их привлечения, повысить мотивацию к лечению. Мы решали две задачи, снизить тревогу и опасения, и внушить идею ценности и полезности данного формата лечения. Для этого мы предоставили возможность участия в аналогичной краткосрочной групповой работе (тренинг) без обязательств к постоянному посещению, и с возможностью прервать занятие. Также в тренинг могли включаться новые участники. Среди больных данные занятия позиционировались как «тренинг психоэмоционалной саморегуляции», позволяющий научиться успокаиваться, уменьшать уровень тревоги и паники.
Для повышения уровня мотивации к посещению, была выбрана стратегия предоставления двух независимых рекомендаций. А именно, сначала лечащий врач-психиатр, либо врач-психотерапевт, рекомендовал данные занятия конкретному больному. После этого мы проводили отдельную консультацию с пациентом, где формировали психотерапевтический контакт, работали с возражениями, и убеждали в важности посещения группы, кратко информировали о применяемых методах. Рекомендация от двух врачей повышала ценность занятий в глазах пациентов.
В процессе проведения тренинга мы обратили внимание на интересный феномен. Тренинг проводился в отдельном помещении на территории дневного стационара, на двери была вывешена табличка «Не входить! Идёт занятие!». Некоторые пациенты интересовались у сотрудников отделения, что за занятия там проводятся. Получив информацию, что данная групповая психотерапия проводится только по показаниям и требуют предварительной консультации психотерапевта, мотивация некоторых пациентов возрастала.
Тренинг предлагался пациентам с расстройствами, относящимися к диагностическим группам: F06; F30-F39; F40-F49.
Цели и задачи тренинга:
— увеличить количество пациентов заинтересованных в групповой психотерапии
— информировать пациентов о  необходимости использования групповой психотерапии для избавления от ряда симптомов
—  повысить уровень осведомлённости среднего медицинского персонала о групповой психотерапии. Этот пункт стоит отметить особенно. Пациенты более тесно и неформально общаются с младшим и средним медперсоналом. Поэтому позитивное отношение младшего и среднего медперсонала к психотерапевтической группе вызывает заинтересованность и доверие у пациентов
— способствовать дальнейшему развитию бригадного взаимодействия в психотерапевтическом процессе между специалистами учреждения
— у пациентов, посещающих открытый тренинг, сформировать мотивацию к посещению закрытой долгосрочной личностно-ориентированной группы (групповая психотерапия)
— и, непосредственно, терапевтическая цель, достигаемая самой структурой тренинга — выработка навыков психоэмоциональной саморегуляции.

На наш взгляд, ценность данного тренинга, в первую очередь, состоит в его регулярности, стабильности, что повышает комплаентость пациентов.

Структура тренинга.
Занятия имели одну основную, повторяющуюся структуру. Пациенты уже после первого посещения знали, что на следующей неделе их ждёт аналогичный тренинг. У больных такая  предсказуемость и ощущение контроля над ситуацией снижали тревогу. Тренинг начинался с предложения каждому участнику в свободном порядке описать своё актуальное состояние, физическое, эмоциональное, поделиться своими мыслями и ожиданиями от предстоящего занятия. Если человеку сложно было отвечать, то ведущий задавал ряд простых закрытых вопросов.  С теми пациентами, которые пришли повторно, мы проводили более углубленную беседу, уточняющую аспекты и нюансы их самочувствия и отношения к болезни. Некоторым из регулярно посещающих занятия пациентов, мы  давали психотерапевтическую обратную связь. Чтобы не провоцировать спонтанно возникающие динамические взаимодействия между участниками группы, мы не поддерживали интерперсональную коммуникацию. Таким образом, в данной групповой работе мы использовали элементы психотерапии в группе.

Основная часть тренинга:
Активная часть. В этой части мы говорим о необходимости следовать инструкции ведущего, и следим за правильностью выполнения.
— медитативное дыхательное упражнение, сидя на стуле (наблюдение за вниманием)
— дыхательное упражнение, сидя на стуле (дыхание животом)
— «телесное сканирование», лёжа на полу пациентам предлагается сканировать вниманием своё тело согласно инструкции ведущего
— базовые упражнения аутогенной тренировки
Пассивная часть. В этой части мы предлагали продолжать лежать в удобном для себя положении и отдыхать. На протяжении этой части ведущий проводил сеанс эриксонианского гипноза, с использование техники «тройная спираль М. Эриксона». Давались внушения на расслабление, успокоение, отдых.
Активная и пассивная часть проводилась с фоновым спокойным музыкальным сопровождением.
В конце группы проводился опрос каждого участника, с целью формирования навыка четкого и ясного описания своего соматического состояния, своего эмоционального состояния (чёткое выражение эмоций), корректной (адаптивной) когнитивной интерпретации своего состояния.
Постепенно в процессе проведения тренинга, мы выделили пациентов мотивированных к личностно-ориентированной психотерапии. Провели с ними интервью по вопросам участия в закрытой психотерапевтической группе. Дальнейшая работа будет направлена на формирование закрытой психотерапевтической группы, и продолжение функционирования тренинга, для привлечения новых пациентов.
Мы не сомневается, что групповая психотерапия в целом, и тренинг в частности, в полной мере смогут содействовать лечению и повышению качества жизни людей.